Игромания — один из типов нехимических (поведенческих) аддикций, изучение которых в последние десятилетия вышло на принципиально новый уровень. Если принцип действия химических зависимостей изучался и был известен еще сотни лет назад, то поведенческие зависимости раньше были гораздо менее распространены, и изучением их механизмов стали заниматься значительно позже. Резкий скачок развития наук о мозге, таких как нейробиология и когнитивистика, позволил людям значительно продвинуться в изучении механизмов всех человеческих зависимостей, и в особенности нехимических.
Игромания до недавнего времени воспринималась исключительно как зависимость от азартных игр. Развитие технологий и глобализация поставили людей в условия, в которых их психологические слабости, связанные с игрой в самых разных ее проявлениях (не только с наличием ставки и денежного выигрыша), могут прогрессировать гораздо сильнее, чем раньше, превращаясь в глубокие поведенческие зависимости, в запущенных случаях вызывающие серьезные психологические расстройства, такие как депрессия, генерализованное тревожное расстройство, социофобия и другие.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, появлением новых разновидностей игровых аддикций и вытекающим из него всплеском игромании мирового масштаба, и, во-вторых, новым витком современной науки и технологий, позволяющих лучше понять механизмы формирования поведенческих зависимостей.
Целью статьи стало подробное рассмотрение и анализ природы игровых аддикций, их последствий и способов лечения, сформулируем задачи:
- выделить существующие на данный момент типы игровых зависимостей;
- проанализировать причины их возникновения и всплеска в последние десятилетия;
- рассмотреть последствия игровых аддикций в их разных проявлениях: физиологических, психологических и социальных;
- выработать рекомендации по избавлению и профилактике игровых аддикций.
Классификация игровых зависимостей
Игромания в широком значении “зависимости от игры” может иметь столько же разных проявлений, сколько существует видов игр; каждая из них имеет свои особенности. Например, зависимость от ставок на лошадиные скачки принципиально отличается от нездоровой тяги к видеоиграм. Поэтому перед рассмотрением и анализом такого явления, как игровые аддикции, необходимо выделить зависимости со схожими психологическими и социальными особенностями в отдельные группы.
В данной работе будет принята следующая классификация игровых аддикций:
- Лудомания или гэмблинг (от англ. gambling — игра на деньги) — патологическая тяга к азартным играм. За определением игр этого типа обратимся к словарю Ожегова: “Азартные игры — игры, в ходе к-рых ставки постоянно возрастают, а выигрыш зависит от случая (например, от случайного расклада карт)”. Такой тип игровой аддикции появился раньше, чем все остальные: первые упоминания о нем датируются тремя тысячами лет до нашей эры, когда древние египтяне играли в кости и выигравший игрок получал в награду материальные блага других. Считается, что первые специализированные заведения для проведения азартных игр — прародители современных казино — появились в Китае, и значительно позже, в XVII веке, было открыто первое легальное казино в Европе. Оттуда концепция подобных заведений попала в Россию, где ее долгое время знали под словосочетанием “игорный дом”.
- Зависимости от так называемых коммерческих азартных игр — лотерей и ставок на различные события (спорт, выборы и прочее) — устроены схожим с классическими азартными играми образом, однако имеют совершенно другое социальное представление. Основное отличие их от обыкновенной игры между несколькими людьми на деньги или другое имущество — отсутствие даже небольшой реальной возможности осознанно повлиять на результат. Если при игре в карты исход зависит не только от воли случая, но и частично от навыков участников, то лотереи, ставки на спорт и прочее полностью лишены влияния игрока на исход.
К этой же категории аддикций можно отнести и зависимость от игровых автоматов с призами: от мягких игрушек до денежных купюр. - Кибераддикция — зависимость от игры на компьютере, телефоне, планшете или другом устройстве. Как правило, такие игры лишены элемента ставок и возможности выиграть материальные призы. Круг социальных контактов зависимого человека сужается до нескольких друзей по игре, его разум практически полностью поглощается виртуальным миром, его правилами, проблемами, целями. В запущенной стадии вся деятельность человека вне игры направлена исключительно на поддержание жизнедеятельности, то есть на удовлетворение части базисных потребности по классификации Маслоу. Все остальные высшие потребности: необходимость в общении, признании, творчестве, эстетике и самовыражении — полностью удовлетворяются во время игрового процесса.
В некоторых случаях имеет смысл говорить об игромании в целом, так как каждый из перечисленных выше типов имеет схожую природу и входит в более широкую группу — поведенческие аддикции. Однако при рассмотрении ряда их характеристик появляется необходимость в выделении отдельных групп. Для анализа таких особенностей будем обращаться к приведенной классификации.
Причины возникновения игровых аддикций
Лудомания давно признана болезнью и числится в Международной классификации болезней (МКБ), составляющейся и пересматривающейся под руководством Всемирной организации здравоохранения, под кодом F63.0 — “Патологическое влечение к азартным играм” — с 1990 года. Кибераддикция стала официально считаться заболеванием относительно недавно, появившись в МКБ после одиннадцатого пересмотра, состоявшегося в 2018 году, под кодом 6C51 — “Gaming disorder”, что на русский язык было переведено как “Игровое расстройство”. Эта классификация будет введена в действие 1 января 2022 года — именно тогда врачи всех стран — членов ООН смогут ставить пациентам такой диагноз. После публикации велось много споров о целесообразности включения кибераддикции в перечень психических заболеваний, поднимался вопрос о размытости критериев ее наличия. Поведенческие зависимости стали широко обсуждаться как серьезная проблема, заслуживающая не меньше внимания, чем химические аддикции, совсем недавно, поэтому идея введения кибераддикции в перечень болезней вызвала много противоречий. Тем не менее, данных оказалось достаточно для того, чтобы иметь возможность формально называть ее болезнью, а необходимость включения ее в перечень, не дожидаясь более четких данных, обусловлена высокой скоростью прогрессирования компьютерной игромании в мире и отсутствием до того момента каких-либо инструментов для ее диагностирования и лечения.
Говоря о причинах возникновения игровых зависимостей, имеет смысл рассматривать азартные игры в классическом представлении и коммерческие азартные игры в одной категории, так как психологически обе группы базируются на эмоции азарта, то есть чувстве приближающегося успеха. Для таких людей характерны:
- Трата всех своих денег на игры в ущерб не только высшим, но и базовым потребностям (жилью, питанию, безопасности).
- Готовность брать в долг, даже если присутствует понимание, что вернуть его нечем.
- Снижение вовлеченности в социальную жизнь, отсутствие интереса к семье и профессиональной деятельности.
- Максимализм, жизнь по принципу “Все или ничего”.
Согласно МКБ десятого пересмотра, пациент имеет патологическое влечение к азартным играм, если он соответствует следующим диагностическим критериям:
- Патологическая иррациональная тяга к играм, не поддающаяся логическому объяснению: человек проигрывает из раза в раз, но продолжает тратить последние деньги на игру.
- Навязчивые мысли об игре, невозможность думать о чем-либо другом. Пациент постоянно думает о вещах, связанных со своей манией: где найти деньги на ставку, как заранее просчитать ходы противника или выбрать правильную спортивную команду.
- Снижение социальных функций. Человек теряет работу, семью, друзей, но не замечает этого или не воспринимает как проблему.
По ВОЗ, в такую зависимость может перерасти увлечение казино, игровыми автоматами, ставками на спорт и даже дружеской игрой в настольные игры на деньги. К причинам лудомании врачи, как правило, относят следующие факторы:
- Низкий уровень социальной адаптации.
- Невозможность самоутвердиться, самовыразиться другими способами.
- Слепое стремление к обогащению.
Эти факторы развиваются у личности вследствие генетических и биологических предрасположенностей, психологических травм, нарушений центральной нервной системы и неправильного воспитания.
Диагностические критерии кибераддикции по ВОЗ схожи с таковыми для лудомании:
- Потеря контроля над происходящим вокруг во время игры. Зависимый не замечает хода времени, забывает о существовании реального мира, полностью погружаясь в виртуальный.
- Игра в ущерб реальной жизни. Зависимый забывает о делах, игнорирует собственные обязанности, перестает чувствовать ценность и значимость настоящей жизни.
- Снижение социальных функций. Подобно лудоману, человек с игровой зависимостью теряет работу, семью и друзей, не придавая этому никакого значения.
Согласно ВОЗ, врач сможет поставить диагноз “Игровая зависимость” в случае, если описанные выше проблемы человек испытывает на протяжении более чем одного года.
Психологические причины кибераддикции стали изучаться не так давно, поэтому единой точки зрения о том, почему зависимость возникает и прогрессирует, не существует. Однако большинство врачей считают, что главные причины компьютерной игромании следующие:
- Недостаток общения в реальной жизни вследствие социофобии или других психологических проблем. Необходимость в социальном взаимодействии, дружбе, осознании себя частью команды удовлетворяется во многих сетевых компьютерных играх. Для многих людей этот способ оказывается гораздо проще, чем реальное общение.
- Недостаток общения в реальной жизни вследствие инвалидности и физической невозможности завести друзей вне Интернета.
- Отсутствие хобби, избыток свободного времени, которое человек решает занять игрой.
Оба типа аддикций постепенно развиваются от легкой увлеченности до стадии зависимости, поэтому заметить проблему вовремя бывает непросто даже близким, а тем более самому игроману.
Последствия игровой зависимости
Физиологические последствия
К физиологическим последствиям игровой зависимости относятся проблемы, связанные с полным поглощением человеческой личности игрой. В первую очередь это проблемы с базисными потребностями, такие как:
- Расстройства сна: бессонница, беспокойный сон, кошмары.
- Расстройства питания: отсутствие аппетита, компульсивные переедания, нездоровое отношение к еде в целом.
Для кибераддикций помимо вышеперечисленных физиологических последствий также характерны:
- Болезни мышц и костей, связанные с недостаточным уровнем физической нагрузки. Это последствие более характерно для компьютерных игроманов, так как для удовлетворения их зависимости они не нуждаются в физической активности.
- Проблемы со зрением из-за постоянного напряжения глаз.
Эти последствия связаны с тем, что игроманы проводят огромное количество времени за игрой, пренебрегая сном, питанием и прочими элементарными вещами, составляющими жизнь здорового человека.