Игромания: последствия, психическая зависимость, способы отвыкания

Игромания — один из типов нехимических (поведенческих) аддикций, изучение которых в последние десятилетия вышло на принципиально новый уровень. Если принцип действия химических зависимостей изучался и был известен еще сотни лет назад, то поведенческие зависимости раньше были гораздо менее распространены, и изучением их механизмов стали заниматься значительно позже. Резкий скачок развития наук о мозге, таких как нейробиология и когнитивистика, позволил людям значительно продвинуться в изучении механизмов всех человеческих зависимостей, и в особенности нехимических.

Игромания до недавнего времени воспринималась исключительно как зависимость от азартных игр. Развитие технологий и глобализация поставили людей в условия, в которых их психологические слабости, связанные с игрой в самых разных ее проявлениях (не только с наличием ставки и денежного выигрыша), могут прогрессировать гораздо сильнее, чем раньше, превращаясь в глубокие поведенческие зависимости, в запущенных случаях вызывающие серьезные психологические расстройства, такие как депрессия, генерализованное тревожное расстройство, социофобия и другие.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, появлением новых разновидностей игровых аддикций и вытекающим из него всплеском игромании мирового масштаба, и, во-вторых, новым витком современной науки и технологий, позволяющих лучше понять механизмы формирования поведенческих зависимостей.

Целью статьи стало подробное рассмотрение и анализ природы игровых аддикций, их последствий и способов лечения, сформулируем задачи:

  1. выделить существующие на данный момент типы игровых зависимостей;
  2. проанализировать причины их возникновения и всплеска в последние десятилетия;
  3. рассмотреть последствия игровых аддикций в их разных проявлениях: физиологических, психологических и социальных;
  4. выработать рекомендации по избавлению и профилактике игровых аддикций.

Классификация игровых зависимостей

Игромания в широком значении “зависимости от игры” может иметь столько же разных проявлений, сколько существует видов игр; каждая из них имеет свои особенности. Например, зависимость от ставок на лошадиные скачки принципиально отличается от нездоровой тяги к видеоиграм. Поэтому перед рассмотрением и анализом такого явления, как игровые аддикции, необходимо выделить зависимости со схожими психологическими и социальными особенностями в отдельные группы.

В данной работе будет принята следующая классификация игровых аддикций:

  1. Лудомания или гэмблинг (от англ. gambling — игра на деньги) — патологическая тяга к азартным играм. За определением игр этого типа обратимся к словарю Ожегова: “Азартные игры — игры, в ходе к-рых ставки постоянно возрастают, а выигрыш зависит от случая (например, от случайного расклада карт)”. Такой тип игровой аддикции появился раньше, чем все остальные: первые упоминания о нем датируются тремя тысячами лет до нашей эры, когда древние египтяне играли в кости и выигравший игрок получал в награду материальные блага других. Считается, что первые специализированные заведения для проведения азартных игр — прародители современных казино — появились в Китае, и значительно позже, в XVII веке, было открыто первое легальное казино в Европе. Оттуда концепция подобных заведений попала в Россию, где ее долгое время знали под словосочетанием “игорный дом”.
  2. Зависимости от так называемых коммерческих азартных игр — лотерей и ставок на различные события (спорт, выборы и прочее) — устроены схожим с классическими азартными играми образом, однако имеют совершенно другое социальное представление. Основное отличие их от обыкновенной игры между несколькими людьми на деньги или другое имущество — отсутствие даже небольшой реальной возможности осознанно повлиять на результат. Если при игре в карты исход зависит не только от воли случая, но и частично от навыков участников, то лотереи, ставки на спорт и прочее полностью лишены влияния игрока на исход.
    К этой же категории аддикций можно отнести и зависимость от игровых автоматов с призами: от мягких игрушек до денежных купюр.
  3. Кибераддикция — зависимость от игры на компьютере, телефоне, планшете или другом устройстве. Как правило, такие игры лишены элемента ставок и возможности выиграть материальные призы. Круг социальных контактов зависимого человека сужается до нескольких друзей по игре, его разум практически полностью поглощается виртуальным миром, его правилами, проблемами, целями. В запущенной стадии вся деятельность человека вне игры направлена исключительно на поддержание жизнедеятельности, то есть на удовлетворение части базисных потребности по классификации Маслоу. Все остальные высшие потребности: необходимость в общении, признании, творчестве, эстетике и самовыражении — полностью удовлетворяются во время игрового процесса.

В некоторых случаях имеет смысл говорить об игромании в целом, так как каждый из перечисленных выше типов имеет схожую природу и входит в более широкую группу — поведенческие аддикции. Однако при рассмотрении ряда их характеристик появляется необходимость в выделении отдельных групп. Для анализа таких особенностей будем обращаться к приведенной классификации.

Причины возникновения игровых аддикций

Лудомания давно признана болезнью и числится в Международной классификации болезней (МКБ), составляющейся и пересматривающейся под руководством Всемирной организации здравоохранения, под кодом F63.0 — “Патологическое влечение к азартным играм” — с 1990 года. Кибераддикция стала официально считаться заболеванием относительно недавно, появившись в МКБ после одиннадцатого пересмотра, состоявшегося в 2018 году, под кодом 6C51 — “Gaming disorder”, что на русский язык было переведено как “Игровое расстройство”. Эта классификация будет введена в действие 1 января 2022 года — именно тогда врачи всех стран — членов ООН смогут ставить пациентам такой диагноз. После публикации велось много споров о целесообразности включения кибераддикции в перечень психических заболеваний, поднимался вопрос о размытости критериев ее наличия. Поведенческие зависимости стали широко обсуждаться как серьезная проблема, заслуживающая не меньше внимания, чем химические аддикции, совсем недавно, поэтому идея введения кибераддикции в перечень болезней вызвала много противоречий. Тем не менее, данных оказалось достаточно для того, чтобы иметь возможность формально называть ее болезнью, а необходимость включения ее в перечень, не дожидаясь более четких данных, обусловлена высокой скоростью прогрессирования компьютерной игромании в мире и отсутствием до того момента каких-либо инструментов для ее диагностирования и лечения.

Говоря о причинах возникновения игровых зависимостей, имеет смысл рассматривать азартные игры в классическом представлении и коммерческие азартные игры в одной категории, так как психологически обе группы базируются на эмоции азарта, то есть чувстве приближающегося успеха. Для таких людей характерны:

  1. Трата всех своих денег на игры в ущерб не только высшим, но и базовым потребностям (жилью, питанию, безопасности).
  2. Готовность брать в долг, даже если присутствует понимание, что вернуть его нечем.
  3. Снижение вовлеченности в социальную жизнь, отсутствие интереса к семье и профессиональной деятельности.
  4. Максимализм, жизнь по принципу “Все или ничего”.

Согласно МКБ десятого пересмотра, пациент имеет патологическое влечение к азартным играм, если он соответствует следующим диагностическим критериям:

  1. Патологическая иррациональная тяга к играм, не поддающаяся логическому объяснению: человек проигрывает из раза в раз, но продолжает тратить последние деньги на игру.
  2. Навязчивые мысли об игре, невозможность думать о чем-либо другом. Пациент постоянно думает о вещах, связанных со своей манией: где найти деньги на ставку, как заранее просчитать ходы противника или выбрать правильную спортивную команду.
  3. Снижение социальных функций. Человек теряет работу, семью, друзей, но не замечает этого или не воспринимает как проблему.

По ВОЗ, в такую зависимость может перерасти увлечение казино, игровыми автоматами, ставками на спорт и даже дружеской игрой в настольные игры на деньги. К причинам лудомании врачи, как правило, относят следующие факторы:

  1. Низкий уровень социальной адаптации.
  2. Невозможность самоутвердиться, самовыразиться другими способами.
  3. Слепое стремление к обогащению.

Эти факторы развиваются у личности вследствие генетических и биологических предрасположенностей, психологических травм, нарушений центральной нервной системы и неправильного воспитания.

Диагностические критерии кибераддикции по ВОЗ схожи с таковыми для лудомании:

  1. Потеря контроля над происходящим вокруг во время игры. Зависимый не замечает хода времени, забывает о существовании реального мира, полностью погружаясь в виртуальный.
  2. Игра в ущерб реальной жизни. Зависимый забывает о делах, игнорирует собственные обязанности, перестает чувствовать ценность и значимость настоящей жизни.
  3. Снижение социальных функций. Подобно лудоману, человек с игровой зависимостью теряет работу, семью и друзей, не придавая этому никакого значения.

Согласно ВОЗ, врач сможет поставить диагноз “Игровая зависимость” в случае, если описанные выше проблемы человек испытывает на протяжении более чем одного года.

Психологические причины кибераддикции стали изучаться не так давно, поэтому единой точки зрения о том, почему зависимость возникает и прогрессирует, не существует. Однако большинство врачей считают, что главные причины компьютерной игромании следующие:

  1. Недостаток общения в реальной жизни вследствие социофобии или других психологических проблем. Необходимость в социальном взаимодействии, дружбе, осознании себя частью команды удовлетворяется во многих сетевых компьютерных играх. Для многих людей этот способ оказывается гораздо проще, чем реальное общение.
  2. Недостаток общения в реальной жизни вследствие инвалидности и физической невозможности завести друзей вне Интернета.
  3. Отсутствие хобби, избыток свободного времени, которое человек решает занять игрой.

Оба типа аддикций постепенно развиваются от легкой увлеченности до стадии зависимости, поэтому заметить проблему вовремя бывает непросто даже близким, а тем более самому игроману.

Последствия игровой зависимости

Физиологические последствия

К физиологическим последствиям игровой зависимости относятся проблемы, связанные с полным поглощением человеческой личности игрой. В первую очередь это проблемы с базисными потребностями, такие как:

  1. Расстройства сна: бессонница, беспокойный сон, кошмары.
  2. Расстройства питания: отсутствие аппетита, компульсивные переедания, нездоровое отношение к еде в целом.

Для кибераддикций помимо вышеперечисленных физиологических последствий также характерны:

  1. Болезни мышц и костей, связанные с недостаточным уровнем физической нагрузки. Это последствие более характерно для компьютерных игроманов, так как для удовлетворения их зависимости они не нуждаются в физической активности.
  2. Проблемы со зрением из-за постоянного напряжения глаз.

Эти последствия связаны с тем, что игроманы проводят огромное количество времени за игрой, пренебрегая сном, питанием и прочими элементарными вещами, составляющими жизнь здорового человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *